(Миткевич Иоанн; 1724, г. Козелец Черниговской губ.- 30.06.1763, Ахтырский Свято-Троицкий мон-рь), еп. Белгородский и Обоянский. Иногда в лит-ре И. ошибочно отождествляется с игум. Иоасафом (Миткевичем), возглавлявшем в 40-х гг. XVIII в. Домницкий Богородице-Рождественский мон-рь в Черниговской губ. (ОДДС. Т. 29: 1749 г. С. 610). И. род. в многодетной семье священника. Обучался в Киево-Могилянской академии, был учеником С. Ф. Тодорского (впосл. архиеп. Симон (Тодорский)). В окт. 1740 г. трудами архиеп. Амвросия (Юшкевича) была учреждена Новгородская ДС, первыми преподавателями к-рой стали выпускники киевских духовных школ. В нач. 1741 г. по приглашению архиеп. Амвросия И. Миткевич вместе с другом Иосифом Ямницким был переведен из Киева в Новгород. Служил учителем в начальных школах 1-го класса семинарии, с кон. окт. 1741 г. преподавал пиитику в среднем классе, с 1742 г.- риторику, с 1746 г.- философию, с 1748 г.- богословие. Ок. 1744 г. в новгородском Антония Римлянина монастыре Миткевич принял монашеский постриг, затем был рукоположен во иерея, в 1748 г. назначен префектом, в сент. 1750 г.- ректором Новгородской ДС и настоятелем Антониева мон-ря с возведением в сан архимандрита. При И. в 1754 г. в Новгороде для Антониева мон-ря был отлит новый колокол.
В годы ректорства И. состоялся 1-й выпуск семинарии, среди окончивших был его ученик Тимофей Соколовский (впосл. свт. Тихон Задонский). С нояб. 1755 г. по поручению Синода вместе с ректором СПбДС иеродиак. Никодимом (Пученковым) И. занимался подготовкой и цензурированием нового издания Четьих-Миней свт. Димитрия (Савича (Туптало)) и Киево-Печерского патерика. В это время И. проживал на Новгородском подворье в С.-Петербурге и получал в дополнение к ректорскому жалованью (300 р.) еще 200 р. Исправленные труды по благословению Синода (29 марта 1756) были изданы в Киеве. После кончины Новгородского архиеп. Стефана (Калиновского) с 1753 г. И. продолжил его начинания, в частности организовал обучение семинаристов партесному пению и евр. языку. Учителем философии и евр. языка И. назначил выпускника Новгородской ДС Стефана Лагова (Лаговского; впосл. архиеп. Рязанский Симон). Во время отпуска И. (март-апр. 1755) обязанности ректора исполнял префект семинарии иером. Парфений. В февр. 1756 г. И. был уволен от ректорской должности и назначен настоятелем Варлаамиева Хутынского монастыря. При И. в февр. 1758 г. из С.-Петербурга в обитель был перевезен изготовленный в столице новый колокол, стены Преображенского собора украшались лепниной в стиле барокко, началось возведение каменной колокольни (заложен фундамент). Мн. намерения (в т. ч. устройство сени над гробом прп. Варлаама Хутынского, возобновление храма во имя свт. Николая Чудотворца в приписном Ксенофонтовом мон-ре) И. не успел осуществить.
Летом 1755 г. И. был представлен кандидатом на вакантную Тобольскую кафедру; 17 апр. 1758 г. назначен, 21 апр. наречен и 26 апр. того же года хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского. По словам К. Я. Здравомыслова, И. «в недолгое свое правление заботился о возвышении умственного и нравственного уровня духовенства, заставляя наставлять народ в правилах веры и нравственности». Вступив в управление епархией, И. с горечью отмечал, что «многие священники и диаконы не только писать, но и читать не умеют». Циркуляром от 17 дек. 1758 г. епископ предписал всем главам духовных правлений предоставить сведения о малограмотных клириках, к-рых вызвал на личное освидетельствование. Невежественных и «неспособных к научению» И. отрешал от прихода или лишал сана. Так, в мае 1760 г., проведя беседу с вдовым клириком Введенской ц. с. Пойминова Курского у., И. решил отстранить его от священнослужения и постричь в монашество, поскольку он, «не токмо в книжном чтении явился неискусен, но и на вопрос... «Колико есть заповедей Божиих и церковных таинств?» - ничего не разумеет». Нерадивый клирик был сослан «в работу» в приписную Липиновскую Троицкую пуст. Др. священник, настоятель Сергиевского храма Обоянского уезда о. Петр, прослужив в сане 20 лет, также не смог выдержать экзамен архиерея и был извержен из сана. По словам И., о. Петр «в отправлении Златоустаго литургии, совершении таинств и в чтении Евангелия оказался крайне неумеющим, и по старости лет научиться чтению и священнослужению впредь крайне не может». Указом епископа от 17 окт. 1758 г. к рукоположению во иереи и диаконы допускались только кандидаты, окончившие Харьковский коллегиум или хотя бы школу. Детей духовенства (от 7 до 15 лет) И. требовал отдавать на обучение в коллегиум, а за непослушание или откуп назначал штрафы. Просветительские начинания И. поддерживал философ и поэт Г. С. Сковорода, неск. лет преподававший в коллегиуме пиитику. В басне 1760 г. он рассказал историю о волке, к-рый, увлекшись исполнением на флейте менуэта, стал жертвой собак. В басне Сковороды содержался намек на то, что среди юношей есть студенты, неспособные к учению. В результате архиерей провел ревизию и отчислил более 40 воспитанников. По инициативе И. в 1761 г. у ворот харьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря, при к-ром располагался коллегиум, были устроены особые помещения для училищной б-ки. Епископ передал в нее 185 томов, неоднократно жертвовал личные средства на приобретение книг.
И. обязал клириков ежемесячно произносить проповеди, учить паству молитве «Отче наш» и «Символу веры» и не венчать «незнающих эти молитвы простолюдинов». Указом от 24 мая 1759 г. И. запретил священникам венчать пары, в к-рых невесты оказывались старше своих женихов на 3 и более года, даже если юноша достиг законного 16-летнего возраста. Так И. искоренял распространенный у крестьян обычай женить малолетних сыновей на взрослых невестах. Подобные браки, по мнению И., нарушали «самый естественный закон», поскольку порой приводили к греховным отношениям свекра и невестки. Бывш. настоятель Георгиевского храма с. Серетина свящ. Иоанн был лишен сана и бит плетьми, когда обнаружилось, что он обвенчал 9-летнего отрока и взрослую «девку». Особый гнев архиерея вызвали обстоятельства этого венчания: свящ. Иоанн, получив взятку, посоветовал отцу мальчика представить в духовное правление вместо сына какого-нибудь др. юношу постарше. Распоряжением от 18 мая 1763 г. И. запрещал насильственные венчания крепостных крестьян по принуждению помещиков, без взаимного согласия брачующихся.
Многочисленные жалобы мирян, обвинявших приходских священников в блуде, пьянстве и даже убийствах, И. подвергал тщательному расследованию (см. подробнее: Лебедев. 1902. С. 131-136). Одного из клириков харьковской Рождественской ц., свящ. И. Млодзинского, архиерей направил на покаяние в Святогорский Успенский мон-рь «за непрестанное пребывание в пьянстве, от каковой страсти, несмотря на многократные обещания, он никак не мог освободиться, во избежание соблазна прихожан».
Архиерей начал сбор средств на восстановление белгородского Успенско-Николаевского храма, пострадавшего от пожара в сент. 1759 г. При И. в епархии было возведено неск. церквей, в т. ч. 3-престольный Тихвинский (Георгиевский) храм в Белгороде, ц. во имя св. Илии Пророка (1762) в Верхососенске, храм во имя апостолов Петра и Павла (1761) в Луганске; строились храм во имя Святой Троицы (1758-1764) в Харькове, собор в честь Успения Пресв. Богородицы (1759-1775) в Межириче. Определением И. от 15 апр. 1760 г. белгородская ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери стала именоваться вторым городским собором. В 1762 г. И. освятил нижнюю церковь курского Сергиево-Казанского храма, строительство которого связано с семьей Мошниных, родителей прп. Серафима Саровского, и с самим преподобным. 29 сент. 1759 г. И. освятил новый собор в пострадавшем от пожара Хорошеве Вознесенском мон-ре близ Харькова, в 1762 г.- собор Куряжского Старохарьковского Преображенского мон-ря.
В янв. 1763 г. И. возглавил отпевание еп. Воронежского и Елецкого Иоанникия (Павлуцкого). Вскоре И. скончался от холеры в Ахтырском во имя Святой Троицы монастыре, во время посещения епархии. По распоряжению Московской синодальной конторы отпевание и погребение И. в правом приделе белгородского Троицкого собора совершил свт. Тихон Задонский. Сковорода, посвятивший И. одно из своих стихотворений, писал: «Был пастырь просвещен, кроток, милосерд, незлобив, престол чувства, любве светильник» (Сковорода С. Г. Сад Божественных песней // Он же. Повне зiбрання творiв. К., 1973. Т. 1. С. 85).